Бизнес-иммиграция в Германию. Личный опыт

Открытие и покупка фирмы в Германии, получение ВНЖ в Германии для бизнесменов

Структура обучения и сдача экзаменов


КнигаВ Германии учебный год делится на два семестра: зимний семестр продолжается с 1 октября по 31 марта, летний семестр — с 1 апреля по 30 сентября. Между тем в некоторых профессио- нальных высших учебных заведениях семестр начинается и заканчивается на месяц раньше.

Однако занятия идут не все время. Так, лекции и семинары проходят с середины октября до середины февраля и с середины апреля до середины июля. Остальное время — каникулы. Однако они не предполагают отдых: часто в месяцы, свободные от занятий, приходится сдавать экзамены или писать курсовые работы. Кроме того, во время каникул можно также пройти практику.

Многим иностранным студентам сначала кажется необычной такая степень свободы. Например, расписание занятий устанавливается «сверху» лишь в редких случаях. Чаще всего каждый студент самостоятельно планирует учебу и может выбирать занятия в соответствии со своими интересами. Однако необходимо иметь в виду, что учебный стандарт каждой специальности предписывает определенное количество лекций и семинаров, которые студенту необходимо посетить до окончания учебы, но конкретное расписание лекций и семинаров остается, как правило, на ваше усмотрение.

Для составления расписания вам необходим справочник (Vorlesungsverzeichnis), в котором указаны все занятия, предлагаемые в каждом семестре. Такой справочник можно купить в книжных магазинах вуза. Однако более точную информацию (и к тому же бесплатно) вы можете узнать в электронном справочнике, размещенном на сайте вашего вуза. Необходимо иметь в виду, что на некоторые семинары допускается ограниченное число студентов, поэтому в справочнике указывается, где и когда нужно записываться на тот или иной курс.

Первый и второй цикл обучения, бакалавриат / магистратура

Как уже было упомянуто выше, обучение в Германии состоит из двух циклов: первого (Grundstudium) и второго (Hauptstudium). В ходе первого цикла обучения студенты знакомятся с теоретическими и практическими основами своей специальности. Во многих вузах первый цикл обучения рассчитан на четыре семестра и завершается экзаменом (Zwischenprüfung, Vordiplom или Physikum). После этого студенты приступают ко второму циклу обучения, во время которого они в течение двух- трех лет изучают специализацию в рамках своего направления и приобретают более глубокие знания по своей специальности.

В новой системе образования — бакалавриат и магистратура — бакалавриат считается первым циклом обучения, а магистратура — вторым.

Виды учебных мероприятий

В немецких вузах предлагаются различные виды учебных мероприятий. Особенностью, нередко сбивающей с толку иностранных студентов, является добавление букв c.t. (cum tempore) или s.t. (sine temрore) при указании времени начала занятий. Например, 16 Uhr c.t. означает, что лекция или семинар начинается не ровно в 16:00, а в 16:15. Занятия с пометкой s.t. (sine tempore), напротив, начинаются точно в указанное время.

Различают несколько видов занятий.

  • Лекции, в ходе которых преподаватель излагает учебный материал, студенты делают необходимые записи, а затем самостоятельно прорабатывают материал по рекомендованным преподавателем учебникам. Для посещения лекций не требуется предварительная запись, вследствие чего количество слушателей часто очень велико. Посещение лекций необязательно. В конце курса лекций, как правило, можно сдать письменный экзамен, чтобы получить справку, подтверждающую участие в занятии (Leistungsnachweis).
  • Семинары, на которых студенты и преподаватели совместно прорабатывают учебный материал. Во многих университетах различаются семинары первого цикла обучения (Proseminar) и семинары второго цикла обучения (Mittel- / Haupt- / Oberseminar). Как правило, на семинарах студенты выступают с рефератами, которые затем обсуждаются всеми студентами. Часто число участников семинара ограничено, поэтому для участия в семинаре необходимо предварительно записаться у преподавателя.
  • Практические занятия (Übungen/Tutorien), которые часто сопровождают лекции и семинары. В рамках данных занятий еще раз обсуждается изучаемый материал и дополняется практической работой.
  • Модуль состоит из нескольких учебных занятий, связанных одной темой или одной областью учебного направления. Модуль может длиться до трех семестров и завершается устным или письменным экзаменом. В случае успешной сдачи экзаме- на вам начисляются зачетные единицы ECTS.
  • Коллоквиум предлагается, как правило, научным руководителем вашей дипломной или магистерской работы. В рамках коллоквиума студенты, пишущие научные работы, могут обсуждать их темы, а также совместно решать возникающие вопросы и проблемы.
  • Получение справок (Schein) в рамках старой учебной программы магистратуры (Magister Artium) или зачетных единиц ECTS в рамках бакалавриата и новой магистратуры — основа основ учебного процесса. Справки или единицы ECTS являются доказательством успешного участия в семинарах, лекциях и практических занятиях.

    Справки о присутствии (Sitzschein) или небольшое число единиц ECTS студент получает за «пассивное» присутствие на занятии. Другие справки или большее число единиц ECTS студент получает, если сдает экзамен по итогам лекции, семинара или практических занятий. Рассмотрим подробнее формы экзаменов.

    • Курсовая работа (Hausarbeit) — самый распространенный вид задания, которое студенты должны выполнить по итогам семинара. Студент выбирает одну из тем, связанных с изученным материалом, и рассматривает ее с научной точки зрения в рамках письменной работы объемом 15–25 страниц. Написание курсовой работы является самым трудным заданием для иностранных студентов, т.к. требования и к содержанию, и к оформлению курсовых работ в немецких вузах отличаются от требований к написанию курсовых работ в других странах. Советуем вам заранее узнать все нюансы по теме и содержанию курсовой у преподавателя, который будет ее проверять. Многие факультеты предлагают иностранным студентам вводный семинар, знакомящий с нормами и правилами написания научных работ в Германии. Выясните, предлагается ли такой семинар в вашем университете.
    • Реферат — это доклад на определенную тему, с которым вы выступаете перед сокурсниками и преподавателем на семинарском занятии. Продолжительность доклада варьируется в зависимости от семинара: это может быть пятиминутное сообщение, после которого начинается обсуждение, а может — обширный экскурс, занимающий все время семинара. Обычно устное выступление дополняется основными тезисами доклада в письменной форме, который раздается всем слушателям (Handout). Здесь также очень важно заранее выяснить у преподавателя, что нужно подготовить вместе с рефератом.
    • Письменный экзамен (Klausur) — проверка того, насколько студентами усвоен учебный материал, рассматривавшийся в рамках занятий. По многим предметам письменные экзамены проводятся по принципу множественного выбора (Multiple- Choice-Test), подразумевающего выбор правильного ответа из нескольких вариантов.
    • Устный экзамен представляет собой беседу преподавателя со студентом по теме пройденного материала. Продолжительность беседы определяется либо «Порядком сдачи экзамена» (Prüfungsordnung), либо самим преподавателем.
    • Если вам не удалось с первого раза сдать экзамен, не стоит паниковать: обычно у студентов есть две попытки сдачи экзамена, а на некоторых факультетах даже три или четыре. На всякий случай проверьте экзаменационные правила по вашей учебной специальности в «Порядке сдачи экзаменов», разработанные вузом для каждой учебной специальности, или обратитесь за помощью в консультационный отдел по вопросам обучения (allgemeine Studienberatung) вашего вуза.

      Пересдачи экзамена неудобны тем, что они, как правило, проходят в конце каникул или в начале следующего семестра. Таким образом, если вы приехали в Германию всего на один семестр в рамках программы академического обмена, то вам необходимо сразу учитывать это обстоятельство. Однако в случае необходимости пересдачи можно договориться с преподавателем о компромиссном решении.

      Цитируется по изданию «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ. Практическое руководство для абитуриентов. Т. Гетц, С. Паерш, М. Лютге»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: